Ведущие IT-эксперты обсудили, как сделать цифровую образовательную среду безопаснее

Ведущие IT-эксперты обсудили, как сделать цифровую образовательную среду безопаснее

В Югре прошла 6-я межрегиональная конференция «Безопасность инфосистем» с участием представителей федеральных министерств, IТ-министерств российских регионов и ведущих отраслевых разработчиков ПО. Отдельную сессию посвятили вопросам информационной безопасности в цифровой образовательной среде.

С приветственным словом выступила Лариса Цулая, начальник отдела цифровой трансформации и инновации Департамента образования и науки Югры: «В автономном округе проведена значительная работа по повышению уровня цифровых компетенций. Мы видим, насколько важно сегодня говорить о цифровой культуре и грамотности каждого участника. Много проблем, с которыми мы сталкиваемся в сфере обеспечения защиты информации. Чаще всего проверки показывают, что в инцидентах, связанных с утечкой данных, банально виноват человек.»

В ходе мероприятия с докладами выступили эксперты Департамента информационных технологий Югры, УМВД России по Югре, Центра технологий электронной демократии, Мультимедийного исторического парка «Россия — моя история. Югра», а также ведущие специалисты компании «Лаборатория Касперского» и Сбербанк.

Было отмечено, что напряжённая международная обстановка создала заметные трудности и в российской IT-сфере: почти в 10 раз выросло число кибератак. Наблюдается рост хактивизма, когда различные хакерские группировки осуществляют деструктивные действия. Часто цель злоумышленников — уже не просто получить финансовую выгоду, а разрушить и уничтожить.

Проведенная стратсессия была направлена на проектирование методологического инструментария, необходимого для информационной безопасности образовательного процесса. Участники оценили риски, возникающие при переходе школьного образования в «цифру», и сформулировали комплекс мер, способных усилить положительные стороны цифровизации и минимизировать отрицательные, нежелательные факторы.

Эксперты затронули актуальные проблемы сохранения конфиденциальной информации в глобальной сети, способы борьбы с мошенниками и обеспечения защиты своих персональных данных. По их мнению, хранение и защита данных наиболее эффективны не в отдельных информационных системах, а в едином сегменте — центре обработке данных.

Руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко в своем выступлении отметил, что мошенники в Интернете придумывают все более изощренные способы кражи информации пользователей, связанные с получением персональных данных, а зачастую и денежных средств через почтовые скам, спам и фишинговые рассылки. Также в сети появилось очень много фейковых сайтов, которые полностью копируют известные маркетплейсы и др. Важно помнить, что переходить по ссылкам на сторонние ресурсы опасно, даже если это всем известные мессенджеры, а также необходимо защищать себя в онлайне, не пренебрегая специальными средствами защиты своих гаджетов, например, установив антивирус.

Говоря о ситуации в Югре, спикеры отметили, что стратегия цифровой трансформации региона предполагает создание современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования. При этом первостепенная важность должна быть отведена задаче обеспечить всестороннюю информационную безопасность для всех участников образовательного процесса.

Отдельно была рассмотрена важность личной кибергигиены при использовании интернет-ресурсов. Эксперты выразили единое мнение, что сегодня такой навык важно прививать в самом юном возрасте, а знания о кибермошенниках, фишинговых сайтах и фейках должны преподаваться наравне со школьными предметами. Для того, чтобы это стало реальностью, кибергигиене также должны обучаться педагоги и родители. В качестве методического пособия для повышения знаний в этой области педагогами Югры используются материалы федеральных проектов «Цифровой ликбез», «Урок цифры» и региональный портал «Цифровой гражданин».

Кроме того, при обсуждении вопросов информационной безопасности в образовании особое внимание было уделено проблемам вовлечения несовершеннолетних в преступления террористической и экстремистской направленности, а также охране психического здоровья несовершеннолетних.